Как правильно развить речь у ребёнка

Как правильно развить речь у ребёнка, упражнения, рекомендации   Одним из важнейших способов передачи информации и взаимодействия между людьми является человеческая речь. По этой причине родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее заговорил. Ведь, как правило, только любящие родители понимают свое чадо буквально с одного взгляда, остальным практически невозможно понять желания малыша, озвученные мычанием и слогами.

Многие родители ошибочно полагают, что разговаривать с непонимающим речь ребенком не имеет никакого смысла. На самом деле, в развитии речевых навыков, как нигде справедливо высказывание известного отечественного психолога Л. С. Выготского, о том, что обучение ведет за собой развитие. Поэтому начинать занятия с малышом можно практически сразу с рождения.

Новорожденный начинает слышать с 3 дня своей жизни и с ним уже можно начинать занятия. Никаких специальных методик для этого не нужно. Достаточно говорить с ним ласковым голосом, называть по имени. Так ребенок учится распознавать мамин голос и его интонации.

В 1,5-3 месяца наступает стадия гуления: ребенок произносит гласные звуки и простые протяжные слоги. В 4-6 месяцев эта стадия сменяется лепетом, ребенок произносит более различимые слоги. Собственно занятия по развитию речи можно начинать на этих стадиях.

Можно прикладывать ладони малыша к вашим губам и произносить цепочки слогов: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и других несложные слова. Прислушивайтесь к тому, что произносит малыш и повторяйте слоги и агукания вслед за ним. Так вы научитесь определять способности ребенка и мотивируете на дальнейшие попытки вступить с вами в диалог. Ведь малыш в результате усваивает главное: родители его слышат и слушают!

Как можно чаще называйте предметы в поле зрения ребенка, так он научится соотносить название с конкретной вещью и после 6 месяцев будет способен отыскивать предмет взглядом при упоминании о нем. Лучше всего выбирать те предметы, которые представляют непосредственный интерес для ребенка, ведь важное запоминается лучше. Это могут быть предметы, связанные с режимными моментами: «чашка», «ложка», «мыло» «губка». Также стоит чаще называть яркие предметы, которые малыш любит разглядывать: «лампа», « телевизор», «шкаф».

К моменту совершенствования двигательных навыков можно давать ребенку простые инструкции: «Дай погремушку» или «Возьми чашку», «Посмотри на папу».

Начиная с 7-8 месячного возраста используйте стихотворные игры (потешки, прибаутки, пестушки). Поднесите малыша к зеркалу и покажите ручки, носик, щечки, дотроньтесь до них рукой и поочередно назовите. Через некоторое время малыш начнет повторять некоторые элемент игр самостоятельно.

Примерно на 10-м месяце жизни дети, как правило, способны повторять услышанные из речи взрослых слоги, произносить несколько простых слов и подражать интонации. По окончании младенчества, т. е. к году, ребенок способен произнести несколько осмысленных простых слов. Обычно это набор глаголов: «дай», «на» и названия членов семьи: «мама», «папа» и т. д.

С года до трех начинается этап наиболее интенсивного развития речи ребенка. Ребенок осваивает новые названия, запоминает глаголы и учится соединять слова в предложения. В этот период для ребенка крайне важен опыт общения, он как tabula rasa («чистая доска»), на которой можно многое написать.

Родителям на этом этапе поможет знание основ детской психологии:

1. Ребенок запоминает все через многократные повторения. Говорите чаще.

2. У ребенка до 5 лет конкретное мышление. Говорить с ним нужно о том, что он способен увидеть, услышать и потрогать.

Показывайте предметы и животных на улице, называйте, имитируйте звуки, которые они издают. «Машина едет: «ж-ж-ж» и сигналит «бип-бип». «Собака говорит «гав-гав» и т. д. Проговаривайте свои и его действия во время режимных моментов: купания, одевания, укладывания спать.

Показывайте продукты на полке, если отправились с ребенком в магазин. Рассказывайте о вкусах во время кормления: яблоко – кислое, а дыня – сладкая и проч.

3. Дети существа гораздо более деятельные, чем взрослые. Жизнь для них движение в прямом смысле этого слова. Объедините развитие речи с любой деятельностью: лепкой, рисованием или помощью по хозяйству. Не забывайте называть действия – именно так впоследствии формируется внутренняя речь ребенка.

4. Дети эмоциональнее взрослых. Речь, обращенная к ребенку должна быть максимально живой и сдобренной интонациями.

5. У детей иная картина мира. Ребенок в процессе роста и развития повторяет все стадии эволюции и развития человечества. Психологически ребенок – пещерный человек, который верит в магию и чудеса, именно по этой причине все дети так любят сказки. Можно читать ребенку сказки вслух, а позже придумывать сказки вместе с ним и читать по ролям.

Развивая речь ребенка, нужно избегать ошибок, которые часто совершают родители.

1. Чрезмерная понятливость. Ребенок, как и любой человек, склонен идти по пути наименьшего сопротивления. И если родители выдают ребенку желаемое сразу, у ребенка не появляется никакой мотивации для совершенствования своих речевых навыков.

2. Сюсюканье можно использовать только до того момента, пока ребенок не начнет вслушиваться в речь взрослых. Основной способ освоения речи – подражание. И если родители сюсюкают с годовалым малышом, они прививают ему неправильные навыки произношения слов.

3. Повторение неправильно произнесенных слов вслед за ребенком. Ребенок часто так умильно коверкает слова, что перед взрослыми невольно возникает соблазн повторить сказанное малышом. Но всегда следует помнить, что взрослый – пример для ребенка. И гораздо проще с самого начала научить произносить слово правильно, чем потом исправлять его произношение. Если ребенок попросил «кофету», переспросите: «Может быть, ты имел в виду, «конфету»?».

4. Негативное отношение к ошибкам в речи. Критика речи ребенка должна быть максимально деликатной. Достаточно сказать: «Ты произнес это слово неправильно, попробуй сказать еще раз». И, конечно же, не стоит сравнивать достижения своего чада с успехами других детей и сетовать по этому поводу.

Если терзают сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом по поводу норм и сроков развития речи. Не стоит подгонять своего ребенка, лучше запастись терпением и дополнительно позаниматься с ребенком. Рано или поздно ваши усилия будут вознаграждены, и вы сможете гордиться тем, как хорошо ваш кроха декламирует стихотворение на детском празднике!

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий