КАРАТЭ-ДО – «путь пустой руки»

   Каратэ – японское боевое искусство, визитной карточкой которого являются сокрушительные удары руками и ногами, наносимые в уязвимые точки человеческого тела.

Каратэ зародилось на острове Окинава, самом большом из островов архипелага Рюкю, где вплоть до последней трети XIX в. существовало королевство Рюкю, находившееся в двойной вассальной зависимости от Японии и Китая.

Название «каратэ» в дословном переводе с японского означает «пустая рука». Однако, с учетом того значения, которое слово «тэ» имело в окинавском диалекте, более правильным является перевод «искусство боя без оружия» или «рукопашный бой».

Ранний период развития этого боевого искусства неразрывно связан с исторической судьбой Окинавы. Ее население образовалось в результате смешения нескольких миграционных потоков с севера и юга. В исторический период уже с глубокой древности этот остров находился под перекрестным культурным влиянием более развитых культур Китая и Японии, что наложило неизгладимый отпечаток на культуру архипелага Рюкю, сохранившую, тем не менее, свой особый колорит.

Суровые, несмотря на теплый муссонный климат, условия жизни на Окинаве – частые ураганы, преобладание гор и малая площадь пригодной для пахоты земли – предопределили ее сильное отставание в культурном развитии, в сравнении с соседними Японией и тем более Китаем. Так, появление письменности на Окинаве датируется XIII в., распространение железных сельскохозяйственных орудий – XIV в., объединение страны в ее географических пределах – началом XV в., а оформление централизованного государства – XV-XVI вв.

Не удивительно, что многие аспекты цивилизации при таких внутренних условиях были привнесены извне – из Китая и Японии. Одним из таких элементов привнесенной из Китая культуры было и каратэ. И совсем не случайно это слово первоначально записывалось иероглифами, которые дословно означают «китайская рука» или, что правильнее, «китайский рукопашный бой».

Вопрос об истоках каратэ до сих пор остается дискуссионным, но основную роль в его формировании, бесспорно, сыграли различные стили ушу китайской провинции Фуцзянь – Кулак белого журавля, Кулак архатов и др. Проникнув на Окинаву в XVIII – XIX вв., эти стили испытали на себе влияние местного рукопашного боя, известного под названием «тэ», а также японских боевых искусств, прежде всего фехтования мечом, и трансформировались в самобытные окинавские школы, которые и явились фундаментом современного каратэ.

О времени проникновения стилей ушу или их фрагментов на Окинаву историки спорят. В качестве возможных точек отсчета указывают на 1392 г. – время образования в деревне Кумэ, неподалеку от крупнейшего на Окинаве порта Наха (ныне столица префектуры Окинава), колонии китайских иммигрантов – так называемых «36 семей из провинции Фуцзянь». На XIV – XV вв. – время развития дипломатических и торговых отношений с Китаем. Наконец, на середину XVIII в., когда на Окинаву прибыл некий мастер ушу «Кусянку», о чем упоминает один из письменных источников.

В качестве важных факторов, способствовавших развитию приемов боя руками и ногами на острове, ссылаются на двукратный запрет хранения и ношения оружия.

В первый раз радикальное разоружение было прове¬дено в годы правления короля Сё Син (1477-1526), который хотел предотвратить вооруженные выступления своих политических соперников – незадолго подчиненных его власти местных феодалов.

Второй запрет датируется началом XVII в. В 1609 г. японский князь Симадзу Иэхиса высадился на Окинаве с 3-тысячным войском. Небольшая королевская дружина была разбита. Короля обязали ежегодно платить японцам тяжелейшую дань. Чтобы пресечь возможные выступления порабощенных островитян, Симадзу запретил владение оружием. Правда, этот запрет не распространялся на всех дворян, а у крестьян оружия все равно не было. Надо отметить, что, вопреки распространенному мнению, никаких нападений на очень немногочисленных японцев, находившихся на острове, со стороны мастеров каратэ в источниках не зафиксировано. Скорее, каратэ являлось одним из аспектов культуры и образа жизни дворянства, стремившегося подражать китайской интеллигенции, для которой практика ушу была нормой, нежели «невидимым оружием» обездоленных крестьян.

Согласно устной традиции, мастера каратэ на Окинаве были уже в начале XVIII в., однако относительно точные и проверяемые сведения относятся только к XIX в., когда на острове сформировалось несколько направлений каратэ, которые различались, прежде всего, методиками подготовки и нормативными стандартными комплексами ката, воплощающими в себе технику и тактические установки школы.

Традиционно, эти стили называют по местам их практикования: Сюритэ – «Рукопашный бой города Сюри», Томаритэ – «Рукопашный бой города Томари» и Нахатэ – «Рукопашный бой города Наха».

При этом, однако, нужно иметь в виду, что эти названия появились лишь в начале ХХ в. как обозначения тогдашних местных стилей каратэ. Так, название «Сюритэ» первоначально использовалось лишь для обозначения стиля мастера Итосу Анко (1830—1915), который в действительности синтезировал знания, полученные от сэнсэев Нагахамы из Нахи, Гусукумы из Томари и Мацумуры из Сюри.

Название же «Нахатэ» применялось лишь для обозначения стиля мастера Хигаонна Канрё (1853-1915), который полтора десятилетия изучал ушу в Китае в провинции Фуцзянь.

Соответственно, возникают сомнения в том, насколько правомерно использовать эти названия для обозначения более ранних авторских стилей мастеров из соответствующих населенных пунктов, поскольку эти стили серьезно отличались от «Сюритэ» Итосу Анко и «Нахатэ» Хигаонны Канрё.

Тем не менее, практически во всех публикациях японские авторы используют названия «Сюритэ» и «Нахатэ» и применительно к более ранним мастерам и их авторским стилям.

Сюритэ

В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце, в том числе в королевской охране. В их среде и зародилось течение Сюритэ. Главную роль в его оформлении сыграли Сакугава Канга и его ученик Мацумура Сокон.

Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой – бодзюцу.

Мацумуру устная традиция называет учеником Сакугавы. Он был выдающимся мастером боевых искусств, учился и на Окинаве, и в Китае, и в Японии, и не только освоил китайско-окинавское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат в японской школе искусства меча Дзигэн-рю, благодаря чему позднее привнес принципы японского фехтования на мечах (в частности, принцип «иккэн хиссацу» – «одним ударом наповал») в каратэ. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство района Сюри, имел массу учеников, и его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко.

Учеником Мацумуры был и Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ. Итосу приложил большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу Педагогического училища и Средней школы № 1 на Окинаве, лично стал преподавателем по этому предмету. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и другие и разработал серию ката Пинъан (или Хэйан). Удалив из них опасные боевые технические приемы и превратив их в гимнастические комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для начинающих, в первую очередь – для школьников.

У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато Анко; «Сёто» – литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй Мабуни переехал в Осаку и приложил большие усилия для распространения каратэ на западе острова Хонсю. Сэнсэй Фунакоси переехал в Токио и распространил каратэ на востоке Хонсю.

Нахатэ

Среди дворян и купцов из Нахи, торгового порта, находившегося неподалеку от столицы королевства Рюкю Сюри, также исстари было немало мастеров боевых искусств.

Однако «отцом современного Нахатэ» считается мастер Хигаонна Канрё (1853-1915). Первым его учителем был Арагаки Сэйсё. Сохранились записи о том, что Арагаки в 1867 г. продемонстрировал во дворце Сюри ката Сэйсан и Супаринпэй по случаю прибытия на Окинаву китайского посольства для официальной интронизации рюкюсского монарха. Хигаонна прошел суровую школу под руководством Арагаки и стал первым силачом во всей Нахе, а затем отправился в китайский порт Фучжоу, потому что уже давно хотел изучать кэмпо непосредственно на родине этого боевого искусства. Там он стал учеником некоего «Ру Руко» и изучил один из вариантов Кулака белого журавля. Вернувшись на Окинаву, Хигаонна более десяти лет никому не показывал то искусство, которому научился в Китае. Тем не менее, постепенно слух о его мастерстве распространился, появилось много желающих учиться каратэ именно у него, и Хигаонна открыл собственную школу.

В числе учеников Хигаонны были Кёда Дзюхацу (1887-1968) и Мияги Тёдзюн (1888-1953), а также Мабуни Кэнва, который обучался также у Итосу Анко.

После кончины Хигаонны группа учеников сэнсэя Кёда стала действовать под названием «Тоон-рю» — «Школа мастера Хигаонны», причем Кёда старался сохранить учение мастера Хигаонна в неприкосновенности.

А сэнсэй Мияги привнес в школу Хигаонны плоды своих исследований каратэ, увеличил число изучаемых ката (в частности, он разработал ката Гэкисай дай ити и Гэкисай дай ни) и назвал свою школу «Годзю-рю» — «Школа Твердости и Мягкости».

Сэнсэй Мабуни, взяв начальные иероглифы из фамилий двух своих учителей, назвал свою школу «Сито-рю» — «Школа Итосу и Хигаонны».

Томаритэ

Порт Томари расцвел как королевский порт, через который рюкюсский двор торговал с Китаем. В этом месте по приезде на остров на специальном постоялом дворе останавливалось множество иностранцев, в первую очередь – китайцев. У воинов, которые попадались среди них, и обучались боевым искусствам каратисты из Томари. В результате здесь сложилась самостоятельная техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и Нахатэ.

«Отцом современного Томаритэ» считается Мацумора Косаку (1829-1898). Он учился у двух местных мастеров – Тэруя Кисин и Уку Карю. Мацумора посвятил каратэ всю свою жизнь и поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и Наха. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано Накасонэ Сэйю.

Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и Сюритэ, и Томаритэ, широко распространил свой стиль под названием «Мацубаяси-рю» — «Школа Соснового Леса» (иероглиф «Мацу» — «Сосна» — является первым в фамилиях Мацумура и Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим корням школы).

«Китайские школы»

Особо выделяют группу школ, сохраняющих наиболее тесные технические и методические связи с китайскими школами ушу: Кодзё-рю, Рюэй-рю и Уэти-рю. Самой типичной из них является Уэти-рю.

Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбуном (1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу в японскую армию (многие окинавцы считали, что Япония незаконно аннексировала острова Рюкю, и не желали воевать за Японскую империю), бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства под названием «Пангайнун» под руководством мастера Чжоу Цзыхэ. Вернувшись на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ. Позднее она получила название «Уэти-рю» — «Школа мастера Уэти». После окончания Второй мировой войны она начала распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава. Школу Камбуна наследовали его потомки – сын Канъэй и внук Кансэй.

Распространение каратэ за пределы Окинавы

В начале XX в. окинавское каратэ шагнуло за пределы архипела¬га Рюкю – в Японию и даже за ее границы, прежде всего, на Гавайи. Пионерами пропаганды каратэ в Японии стали сильнейший боец Окинавы Мотобу Тёки (1871-1944) и Фунакоси Гитин, за которыми последовали Мабуни Кэнва, Мияги Тёдзюн, Тайра Синкэн и др.

В Стране Восходящего Солнца окинавцы нашли мощную традицию боевых искусств, имевшую позади столетия развития и богатейшую философию. Не удивительно, что знакомство с нею подвигло мастеров каратэ многое пересмотреть в своем искусстве – и в методике обучения, и в технике. Но главное – большинство каратистов взяли курс на преобразование своего боевого искусства в целостную систему воспитания личности, в Путь каратэ – каратэдо. Важным новшеством стало и формирование в каратэ школ по образу и подобию школ других японских боевых искусств. В течение 1920-х — 1930-х гг. оформились Сётокан-рю (Фунакоси Гитин), Годзю-рю (Мияги Тёдзюн), Сито-рю (Мабуни Кэнва) и др.

Однако японизация каратэ происходила не просто и не без давления японских учеников окинавцев, которые цеплялись за свои традиции и каждую новацию принимали после долгого обдумывания, порой в течение нескольких лет. Поэтому лидерами обновления каратэ стали каратисты-японцы, среди которых было немало мастеров различных боевых искусств. Именно японцы раньше окинавских учителей стали создавать школы с ярко выраженной японской спецификой и разрабатывать новые методы обучения и тренировки. Оцука Хиронори, ученик Фунакоси, Мабуни и Мотобу и мастер Синто ёсин-рю дзюдзюцу, создал «Вадо-рю» — «Школу Японского Пути». Ученик тех же окинавских мастеров, специалист по дзюдзюцу и кэндо Кониси Ясухиро разработал Синто дзинэн-рю – «Школу естественности Божественного пути». Ямада Тацуо, ученик Мотобу, создал Ниппон кэмпо каратэдо – «Японское кулачное искусство – каратэдо», а Саваяма Масару, ученик Мабуни Кэнва, — Ниппон кэмпо – «Японское кулачное искусство» — и др.

Главной причиной, толкавшей японцев создавать собственные школы, было отсутствие в каратэ практики тренировочных и соревновательных поединков. У привыкших к вольным схваткам дзюдо японцев это вызывало недовольство, и они стали разрабатывать различные формулы проведения поединков. Оцука Хиронори (а за ним мастера Сито-рю и Сётокан-рю) пришел к системе сундомэ – фиксации удара в нескольких сантиметрах от тела противника, чтобы не нанести ему травмы. Другие – Саваяма Масару, Ямада Тацуо, Кониси Ясухиро – предпочли проведение боев в полный контакт в специальных доспехах. Несколько позднее, в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Ояма Масутацу, синтезировавший Сётокан-рю и Годзю-рю и создавший Кёкусинкай, начал проводить поединки без доспехов в полный контакт, но без ударов руками в голову. Еще позже основатель школы Кэндокай Накамура Хидэо предложил компромисс между правилами сундомэ и «полного контакта» Оямы: в его школе удары в голову обозначаются, а по корпусу и бедрам наносятся.

По мере того, как правила стандартизировались и закреплялись, разные клубы каратэ начали проводить товарищеские встречи. Так было положено начало развитию спортивного каратэ в его разных модификациях. Эта тенденция особенно усилилась после Второй мировой войны.

Вскоре после окончания Второй мировой войны японское боевое искусство каратэ начало распространяться в странах Европы и Америки. В Европе первыми его пропагандистами были японские инструкторы, волею судеб оказавшиеся в Старом свете. Они были готовы обучать своему искусству новых учеников, но не прилагали никаких усилий для создания, по подобию других видов спорта, национальных и международных организаций. Однако их европейские ученики постепенно приходили к пониманию необходимости этого.

В 1963 г. Жак Делькур, президент Французской ассоциации каратэ, пригласил в Париж представителей 7 стран Европы, наиболее активно развивавших в то время каратэ. 15 декабря 1963 г. в Париже состоялся I Европейский конгресс каратэ с участием представителей Франции, Бельгии и Великобритании. На нем обсуждалось положение каратэ в Европе и перспективы его развития, предложения по унификации правил соревнований.

Конгресс положил начало ежегодным встречам представителей национальных организаций каратэ европейских стран, число которых неуклонно возрастало. III Европейский конгресс каратэ 21 ноября 1965 г. принял решение о создании Европейского союза каратэ (European Karate Union– EKU). Его президентом был единогласно избран Ж. Делькур. Отметим, что EKU образовался всего лишь на год позднее Всеяпонской федерации каратэдо (1964).

7 мая 1966 г. в Париже прошел первый в истории Чемпионат Европы по каратэ, открывший череду ежегодных европейских чемпионатов.

Быстрое развитие спортивного каратэ во всем мире поставило на повестку дня вопрос о создании межконтинентальной международной организации. В 1970 г. создается Всемирный союз организаций каратэ (World Union of Karate Organizations – WUKO). Его президентом становится президент Всеяпонской федерации каратэдо Сасакава Рёити, а председателем – Ж. Делькур. 10 октября 1970 г. в Токио прошел I Чемпионат мира по каратэ, организованный WUKO. Ему предшествовал I Международный конгресс WUKO. Так было положено начало крупнейшим турнирам по спортивному каратэ.

Если на I чемпионате мира 1-е и 2-е места заняли японские бойцы (соревнования проходили в абсолютной весовой категории и только в кумитэ), уступив лишь 3-е место канадцу Карнио, то на следующих чемпионатах лидерство захватили атлеты из Европы.

В 1985 г. WUKO был официально признан МОК и развернул работу по подготовке включения каратэ в число олимпийских видов спорта. Изменения в правилах соревнований, призванные сделать их более зрелищными, понятными, а судейство – более объективным, привели к реорганизации WUKO и к созданию в 1999 г. на его основе Всемирной федерации каратэ (WKF), которая в настоящее время включает федерации 174 стран.

Своей важнейшей задачей руководство WKF считает включение спортивного каратэ в число олимпийских видов. В августе 2002 г. МОК выразил полное одобрение каратэ как виду спорта и WKF – как представляющей его организации. Таким образом, спортивное каратэ в версии WKF вошло в число видов спорта – кандидатов на включение в программу Олимпиад.

Согласно решению МОК, число видов спорта, которые могут быть представлены на Олимпийских играх, ограничено 28, и в настоящее время все места заняты. Каратэ остается ждать, когда МОК примет решение об изменении программы Олимпиад. Президент WKF А. Эспинос считает: «Мы можем спокойно, с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее. Каратэ распространено по всему миру, что могут сказать о себе лишь немногие виды спорта. Каратэ вносит большой вклад в воспитание молодежи и всего общества. Рано или поздно каратэ станет олимпийским видом спорта!»

С небольшим отставанием, но чрезвычайно быстрыми темпами (благодаря рекламе и незаурядной личности его основателя Оямы Масутацу), с конца 1950-х гг. во всем мире начал развиваться стиль Кёкусинкай. В 1975 г. состоялся I Чемпионат мира по правилам Кёкусинкай – правилам так называемого «японского нокдауна» — с ударами в полный контакт руками и ногами по корпусу и ногам, а по голове – только ногами.

Появление многочисленных ответвлений Кёкусинкай – Ояма каратэ, Асихара каратэ, Сидокан и др. – привело к широкому распространению соревнований по правилам «японского нокдауна».

Наконец, в 1980 г. на международной спортивной арене дебютировал еще один вид спортивного каратэ – Косики каратэ (досл. «жесткое каратэ»), в котором поединки проводятся в полной контакт, но с использованием специальных доспехов и шлема. Всемирная федерация Косики каратэ объединяет ряд школ, признающих правила Косики каратэ, но различающихся по своим канонам, набору ката и акцентам в методике обучения.

В то же время многие школы и на Окинаве, и в Японии вообще не признают соревнования. В результате в современном мире каратэ может представать и как популярная спортивная дисциплина, и как система воспитания личности, и как система рукопашного боя, ориентированная не на условный, а на вполне реальный бой не на жизнь, а на смерть.

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ

Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.

Связь Кёкусинкай с названными течениями и школами наиболее явственно просматривается в программе ката, которые хотя и сильно переработаны, но все равно сохраняют связь с ката старых школ.

Канадзава Хирокадзу
Канадзава Хирокадзу — глава крупной международной организации «Международная Федерация Каратэ Шотокан» (SKIF), 9 дан, является одной из самых известных и самых заметных фигур в мире каратэ. Очень часто журналисты называют его «величайшим действующим мастером каратэ» и «величайшим бойцом всех времен».
Канадзава Хирокадзу родился 3 мая 1931 года на о.Хонсю в селении Мияко. Отец Канадзава руководил артелью рыбаков, в которой было более 300 человек. В этой рабочей семье было 5 сыновей. Хирокадзу был самым старшим из них. Все братья Канадзава с дества занимались боевыми искусствами.
Когда мальчику исполнилось 11 лет, он подрался с одноклассниками, а потом отец одного из них дал ему подзатыльник. Этот папаша весил более 100 килограммов, и от удара маленький Харокадзу упал без сознания. С этого дня и до поступления в университет, он всегда слышал шум в ушах. Хирокадзу решил отомстить. Он решил стать очень сильным и вернуть полученный удар. Он попросил отца купить ему ударный мешок, который он наполнил песком. После этого мальчик начал ежедневно тренироваться. Этим тренировкам он отдавал все свободное время. В такой тренировке он провел 5 лет, думая только о мести. После школы он поступил в училище в Мияко, где начал играть в регби, чтобы набрать необходимый вес и силу. По вечерам он дополнительно тренировался в клубе дзюдо полиции города.
Через несколько лет он был готов к мести, но его обидчик уже узнал о готовящемся возмездии и каждый раз ловко уклонялся от встречи. В 19 лет Канадзава приехал в Токио для поступления в университет Нихон, где был сильный клуб каратэ. Однако Канадзава хотел заниматься не в сильном, а в самом лучшем клубе. Он нашел его в университете Такусёку, где и начал тренироваться в 1951 году. Этот клуб славился жестокостью своих тренировок и суровыми законами. Тренировки проводил сам Фунакоши, а его помощником был Накаяма Масатоши.
Канадзава был одним из самых талантливых учеников мастеров Фуеакоши и Накаяма. Всего через 1,5 года он получил свой первый дан. В 1954 году Канадзава начал тренироваться в хонбу додзе JKA. В 1956 году закончил университет Такусёку, а еще через год чтал инструтором каратэ в JKA.
В 1957 году Канадзава побеждает в соревнованиях по кумитэ на Первом чемпионате Японии по каратэ, организованном JKA. Известно, что перед чемпионатом Канадзава сломал правую руку, но не отказался от выступления, чтобы не огорчать маму, которая приехала, чтобы поболеть за него. В 1959 году Канадзава вновь стал чемпионом в кумитэ и ката. Став знаменитым чемпионом, объехал весь мир, как представитель JKA.
В 1960 году началась его блестящая карьера международного инструктора Шотокан каратэ-до. В 1961 году Канадзава был присвоен 5 дан, и он поехал в Европу, где стал главным инструктором ФРГ. В 1966 году получил 6 дан.
В 1971 году Канадзава присвоен 7 дан, и он был назначен главным инструктором международного отдела JKA. В 1972 году ему была поручена подготовка команды Японии к выступлению на втором чемпионате мира WUKO в Париже. Внезапно его блестящая карьера оборвалась.
Его разрыв с JKA и создание собственной независимой организации вызвали множество споров. И сам Канадзава и JKA говорили, что причиной этого разрыва были разногласия в спортивной политике, но дело было не только в этом. Канадзава всегда стремился к сохранению  традиций и возрождению духа будо в каратэ, но при этом он был готов к экспериментам и не уважал запретов.     Разрыв произошел в декабре 1977 года. Авторитет Канадзава был столь высок, а его политика столь привлекательна, что его организация стремительно росла, и в настоящее время в ней состоят 1,7 миллиона человек в 72 странах мира! И это при том, что самому Канадзава тоже не удалось избежать проблемы раскола — 1 июня 1990 года от него ушел страший инструктор Касуя Хитоши, который с группой других инструкторов создал собственную организацию — Мировую Федерацию Шотокан Каратэ-до (WSKF).
Федерация «Сётокан каратэ-до Интернэйшнл» России

работает с 1990 года. После снятия запрета на занятия каратэ в 1989 году око-ло 60 инструкторов по различным видам восточных единоборств Дальнего Востока собрались на учредительное собрание, на кото-ром было решено создать Дальневосточную Ассоциацию Восточ-ных Единоборств.

Первым президентом ДАВЕ был избран Рамзин Александр Александрович, который занимался каратэ и рукопашным боем, имел 2-й разряд по спортивному каратэ, которое развивалось в СССР до запрета в 1982 году и являлся инструктором-общественником УВД Приморского края. В 1990 году Рамзин А. А. был командирован в Японию, где прошёл обучение в Токио, в ХОНБУ-ДОДЗ» Федера-ции «Сётокан каратэ-до Интернэйшнл» – международной федерации каратэ-до «Сётокан». По завершению обучения и успешной сдачи экзаменов ему был присвоен первый в России международный пояс по каратэ «Сётокан». SKIF ДАВЕ была официально принята в состав международной федерации каратэ-до «Сётокан» и оформлена как российский филиал SKIF.

По возвращению в Россию Рамзин А. А. доложил информацию о результатах поездки инструкторскому составу ДАВЕ и с этого времени ДАВЕ приступила к развитию каратэ-до «Сётокан» (по школе X. Канадзавы) в России. За истекший период было проведено множество соревнований, семинаров, фестивалей и других спортивных мероприятий. Команды ДАВЕ принимали участие в международных, союзных, а затем российских мероприятиях раз-личного ранга. Многие федерации изъявили желание стать членами ДАВЕ. Позднее на базе ДАВЕ были созданы Федерация «Сётокан каратэ-до Интернэйшнл» России, межрегиональная общественная организация «Федерация Сётокан каратэ-до Интернэйшнл», президентом которых остался А. Рамзин, и Приморская Федерация «Сётокан каратэ-до Интернэйшнл» (президент П. Кикло). В настоящее время SKIF РФ насчитывает более 300 филиалов по всей России.

Филиалы Федерации работают в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Хабаровском крае, Омской, Новосибирской, Свердловской, Волгоградской, Мурманской, Саратовской, Ростовской, Кировской, Сахалинской, Камчатской, Амурской, Брянской, Читинской и других областях, Приморском, Пермском, Алтайском, Красноярском краях, республиках Саха-Якутия, Чувашия, Удмуртия, Бурятия и других.

Федерация периодически проводит спортивные мероприятия: соревнования, семинары, фестивали. Примерно 2 раза в год в различных городах России проводятся международные семинары под руководством таких мастеров международного класса как сэнсэй Хироказу7 Канадзава (чёрный пояс 10-й дан), президент Международной Федерации каратэ-до «Сётокан»; сэнсэй Манабу Мураками -шеф международного отдела SKIF, чёрный пояс 6-й дан, 6-кратный чемпион мира и Японии; сэнсэй Синдзи Танака, чёрный пояс 5-й дан, неоднократный чемпион мира; абсолютный чемпион мира сэнсэй Нобуаки Канадзава и другие.

Федерация добилась определённых успехов. В её составе есть чемпионы мира, Европы и России. Так, например, в 1994 году сборная команда SKIF России в количестве 4-х человек принимала участие в 5-м Чемпионате мира по каратэ-до «Сётокан», который проходил в г. Иокогаме, Япония. В 1997 году сборная команда России уже в количестве 30 человек принимала участие в 6-м Чемпионате мира в г. Милан, Италия. Один из членов нашей команды занял 2-е место по ката среди юниоров. В 2000 году сборная команда SKIF России в количестве 10 человек выезжала на 7-й Чемпионат мира по каратэ-до «Сётокан», который проводился на о. Бали, Индонезия и успешно выступила на нём. Член сборной команды Федерации Акимов Евгений (чёрный пояс 4-й дан, президент Читинской областной федерации) стал чемпионом мира среди ветеранов по кумитэ. В апреле 2001 года сборная команда России в количестве 83-х человек выезжала в столицу Украины г. Киев, где проводились международ- ные соревнования по каратэ-до «Сётокан» «Кубок Канадзавы», по­священные 70-летнему юбилею сэнсэя Хироказу Канадзавы. В соревнованиях принимало участие около 350 мастеров каратэ из 12 стран мира. В упорной борьбе сборная команда России завоевала 22 медали: 9 золотых, 8 серебряных и 5 бронзовых. В общем зачёте она заняла 2-е место. В ноябре 2001 года сборная команда SKIF РФ выезжала на Чемпионат Европы в Данию. Два человека из состава нашей сборной стали чемпионами Европы по ката, а один – сереб­ряным призёром по кумитэ.

В 2003 году сборная команда России принимала участие в 8-м Чемпионате мира, который проводился в г. Дурбан, в Южной Африке. И опять сборная команда нашей Федерации завоевала две серебряных и одну бронзовую медаль.

В 2004 г. сборная команда Федерации в количестве 63 человек принимала участие в 10-м Чемпионате Европы, который проводился на Украине, в городе Киев. Команда завоевала 20 медалей и общекомандное 4-е место. Наша сборная команда ветеранов в составе: Акимов Е.Д. (г. Чита), Давидашвили А.Г. (г. Смоленск), Парфёнов А.В. (г. Нижний Новгород), Мичурин В.Г. (г. Владивосток) стала чемпионом Европы по кумитэ. Мужская сборная команда нашей Федерации стала бронзовым призёром Чемпионата Европы по кумитэ.

Осенью 2004 года в г. Владивостоке впервые в истории проводился Чемпионат Азии по каратэ-до «Сётокан» SKIF «East Cup International». В Чемпионате принимали участие сборные команды Японии, Гонконга, Макао, Монголии, Тайваня и 18 регионов России. Главный судья соревнований – канчо X. Канадзава, президент Международной Федерации каратэ-до Сётокан, отметил высокий уровень организации Чемпионата.

Сарапул

Кан Ки Ман (Валерий Евгеньевич) Руководитель Удмуртского филиала SKIF России (Удмуртская Республика, г.Сарапул). Чёрный пояс 4-й дан каратэ-до «Сётокан», инструктор категории «В», рефери категории «В», серебряный призёр Чемпионата России
(г. Санкт — Петербург, 2002 г.). Член судейской коллегии SKIF России. Инструктор по каратэ-до «Сётокан». Тренировки проходят: Стадион «Энергия» ДЮСШ спортзал 2 этаж, Вт., Чт., с 18.00 Сб. с 16.00

Трудно сказать, кто в Сарапуле был первый, а кто «последний» по развитию каратэ, но знаю точно, что в 1989 году небольшая группа единомышленников во главе с В.Е. арендовали небольшой спортзал и начались тренировки. В основах тех тренировок был и рукопашный бой и одно из направлений сётокан карате-до. С 1990 года тренировки стали проходить в большом спортзале ДК «Радиотехника» (сейчас Центральная библиотека) тогда, после снятия запрета на каратэ, на тренировки пришли более 100 человек, зал был полон.

Ежедневные тренировки привели к естественному отбору….остались немногие, но это те в ком все еще в душе присутствует дух БУДО, дух воина на пути боевого искусства — не смотря на возраст, не смотря на то, что многих нет в зале…и нет среди нас Петра Шадрина – он трагически погиб в 1997 году, не на Северном Кавказе в 1-ю Чеченскую, а рядом в г. Ижевске, проходя службу во Внутренних войсках МВД РФ. Мы все всегда удивлялись его боевому духу, его силе характера, его внутренней доброте – настоящий, благородный, русский самурай своего времени.

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий