Китай завоевывает мир

   Воспоминание далеких лет: мелькающие на экране черно-белые кадры кинохроники – круглолицые и узкоглазые мальчики и девочки в смешных рубахах и широких штанах выполняют какие-то военизированные упражнения с палками, учатся ходить строем… Их много, этих мальчиков и девочек, целые толпы.

И закадровый голос диктора, объясняющий, что мы видим современный Китай, опьяненный доктриной Мао, готовящийся к захватническим войнам. И насмешливые песенки про «горсточку риса и Мао портрет»… И анекдоты, высмеивающие отсталость Китая: «В Китае построена новая электростанция. Она представляет собой гигантскую эбонитовую палочку, по которой скользят два миллиона китайцев в шерстяных трусах»…

И за всеми этими анекдотами о китайских космических кораблях с сотнями тысяч кочегаров как-то забывалось о том, что культуре Китая – тысячелетия, и когда в Европе население еще лупило друг друга дубинами по головам, а в Америке индейцы только-только учились охотиться на бизонов, в Китае уже процветали науки, искусства и ремесла. И вот теперь можно увидеть, к чему ведет сочетание древней культуры и загадочной китайской души с современными наукой и технологиями.

В 60-е годы прошлого столетия Китай подхватил лозунг СССР «Догоним и перегоним Америку». И решил пойти на обгон в сталелитейной промышленности. Жажда догнать и перегнать была такова, что даже во дворах китайских школ устанавливались печи. Весь Китай был утыкан миниатюрными сталелитейными «заводами». Результатом оказалось огромное количество кричного железа. По количеству, конечно, Америку перегнали. Но вот что касается качества, то даже в прыжке с табуретки не дотянулись.

Все смеялись над наивными китайскими потугами. Логика была непробиваемой: у Китая нет в достаточном количестве собственного сырья, нет крупных сталелитейных предприятий, в конце концов – нет соответствующих специалистов высокого класса. Китай тихо утерся и начал импортировать сталь. И импортировал ее аж до 2005 года. В 2004 году Китай обеспечил 25% мирового потребления стали, закупив аж 250 млн. тонн.

Аналитики утверждали, что Китай не сможет стать конкурентом ни России, ни Америке в сталелитейной промышленности. Недостаток собственного сырья, по мнению специалистов, должен был привести к увеличению импорта руды, металлолома и коксующегося угля и, как следствие, к увеличению цены на конечный продукт. То есть аналитики считали, что Китай, конечно, может производить сталь, но только она будет неконкурентоспособной, слишком дорогой. К тому же, в Китае все еще не было крупных металлургических предприятий, сталелитейная промышленность была очень раздробленной.

Китай показал козу всем экспертам, консолидировав свои сталелитейные предприятия и снизив цену на сталь. Помните про кричное железо, которое было выплавлено в 60-70-е годы? Великолепное сырье для производства высококачественной стали. И теперь, когда ежегодно и в России, и в Америке уменьшается производство стали, Китай благополучно его наращивает, став из импортера признанным экспортером.

Но сталь – это только начало. Мало кто задумывается, что в настоящее время Китай буквально держит за горло точное машиностроение всего мира. Ведь именно Китай контролирует 97% мирового рынка редкоземельных металлов! Месторождения в других странах находятся в латентном состоянии – уж очень велико загрязнение окружающей среды при разработке таких месторождений, очень велик ущерб для почвы. А Китай снижает экспорт – против 39 тыс. тонн, экспортируемых в 2010 году, в 2011 – только 30,2 тыс. тонн, мотивируя уменьшение экспорта защитой окружающей среды.

Китайский автопром скоро станет легендой. Причем старт его был таким же развлекательным для всего мира, как и другие начинания Китая. Китайские автомобили называли «капсулами смерти» – по результатам испытаний, но затем выяснилось, что подобное название относится отнюдь не ко всем производителям. А потом вдруг оказалось, что Китай не только пытается производить и экспортировать собственные автомобили, но потихоньку протягивает руки к мировому автопрому, скупая известные бренды. Среди последних приобретений – MG. Знаменитая Volvo является собственностью Geely Automobile.

Кроме того, европейские автоконцерны переносят производство в Китай – из-за дешевой рабочей силы. А вот китайский концерн Great Wall с февраля будущего года начинает выпуск своих автомобилей в Болгарии. Автомобили предназначены для Болгарии, Румынии и Турции. Это в дополнение к экспорту китайских автомобилей в Россию, Восточную Европу, Африку и Ближний Восток. А также к упорным попыткам Китая захватить американский и западноевропейский рынки.

Прогнозируется, что к 2020 году китайский фармацевтический рынок выйдет на первое место в мире. Характерно, что Китай, сидевший в не столь далекие времена на горсточке риса перед портретом Мао, разбогател настолько, что может позволить себе дорогостоящие импортные лекарственные препараты. Кроме того, Китай экспортирует лекарства собственного производства.

Кстати, о китайских космических кораблях с кочегарами… В марте текущего года было объявлено, что китайская компания China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) покупает Cirrus – американского производителя №2 самолетов для частного использования (№1 – знаменитая Cessna).

Китай не только открывает филиалы и представительства своих банков в США, но и покупает американские банки. Китай в данный момент – крупнейший иностранный держатель правительственного долга США и продолжает скупать Treasuries (казначейские облигации США), и присматривается к акциям американских компаний.

Недавно Америка пользовалась услугами китайских прачечных, питалась в китайских ресторанах и свысока относилась к китайцам и Китаю. Но еще немного – и Америка, проснувшись в одно утро, может обнаружить, что она на корню куплена Китаем. И, между прочим, не только Америка.

Вспоминая старые кинохроники с марширующими китайскими школьниками, поневоле задумаешься – а не был ли за эти годы Китаем создан новый род войск? Бывают, к примеру, танковые войска, бывают ракетные, а Китай создал бизнес-войска. Которые благополучно, без шума и пыли завоевывают весь мир. И пока – весьма успешно.

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий