Когда и как обучать ребёнка чтению

Когда и как обучать ребёнка чтению   Большая часть современных российских школ принимают первоклашек, уже умеющих читать и писать. Хотя такие требования не являются законными (все-таки именно школа должна обучать первоклашек грамоте), однако в реальности все обстоит совершенно иначе. Большая наполняемость классов общеобразовательных школ просто не позволяет учителю уделять достаточно времени каждому ученику в отдельности, и если ребенок приходит в школу, не владея навыками чтения и письма, трудностей в обучении ему не избежать. При всем этом, очень малое количество детских садов могут предложить начальное обучение грамоте, большая часть дошкольных образовательных программ просто на это не рассчитана.

Некоторым родителям приходится нанимать репетиторов из числа учителей начальных классов, либо отдавать детей в прогимназию. Однако такие услуги недешевы и рядовой российской семье порой не по карману.

Другие семьи находят выход в самостоятельном обучении ребенка чтению и письму. Родителям, решившим взяться за обучение своего отпрыска самостоятельно, важно помнить, что терпение и труд все перетрут. Это значит, что занятия должны быть регулярными, поэтапными, с учетом уровня развития умений и навыков ребенка.

С какого возраста необходимо начинать занятия, чтобы подготовить ребенка к школе? Однозначного ответа не существует.

Существуют методики раннего развития ребенка, которые предлагают обучение чтению практически с рождения. Однако большинство психологов относятся к этому скептически.

Дело в том, что сознательная память развивается у ребенка к трем годам. К тому же необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Чтение и письмо – компоненты речи, как слушание и говорение, но развиваются значительно позже. Так что в данной ситуации справедливо заметить, что всему свое время.

До трех лет необходимо развивать слушание и говорение – это создаст прочный фундамент для дальнейшего обучения чтению и письму.

Примерно в возрасте трех-четырех лет полезно начинать знакомство ребенка с азбукой. При этом учить нужно не названия букв, а звуков, которые они обозначают. Совместно с усвоением азбуки полезно и дальше развивать навыки слушания и говорения. Идя по улице с ребенком, можно называть предметы и спрашивать у ребенка, какие звуки он слышит в том или ином слове, на какую букву оно начинается, на какую заканчивается.

Как таковое обучение чтению и письму целесообразно начинать после 5 лет. Дело в том, что к этому возрасту уровень развития мышления ребенка достаточный для понимания простейших логических операций.

Начинать обучение необходимо с образования простейших слогов, составляющих хорошо знакомые слова. Помните классическое: «Мама мыла раму»? Именно по такому принципу построены советские буквари, — максимальная понятность и доступность для понимания ребенка.

После того, как ребенок научился складывать слова в слоги, можно давать ему для прочтения небольшие абзацы текста в 2-3 предложения. Необходимо мотивировать ребенка к чтению: заинтересовывать яркими картинками в книжке, вознаграждать за каждый успех, почаще хвалить за правильно прочитанное слово.

Главное в процессе обучения – это понимание и интерес. Не надо гнаться за количеством слов и предложений, заставляя ребенка читать больше с каждым разом. Куда важнее понимание смысла прочитанного и занимательность текста.

Если говорить психологическими терминами, основная задача обучения – сформировать познавательную мотивацию, тогда знания будут легко усваиваться и, в конечном счете, ребенок будет стремиться к самостоятельному чтению. И тогда вам останется только своевременно пополнять библиотеку своего чада.

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий