Нужно ли совместное обучение обычных и особенных детей

Нужно ли совместное обучение обычных и особенных детей

Сравнительно недавно наша система образования развивается в новом направлении, внедряя в школах страны инклюзивное образование. Что же это такое? Инклюзивное образование — это система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными детьми. Внедрение инклюзивного образования предусмотрено ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

Но на практике более широко внедряться эта передовая система начала недавно. Дело в том, что инклюзивное образование весьма дорогое удовольствие для наших школ и требует крупных вложений, так как школы необходимо оснащать лифтами, специализированными санитарными комнатами, партами и многим другим.

В настоящее время школы с инклюзивным образованием находятся в таких городах России, как Москва, Воронеж, Новосибирск, Пенза, а так же в городах Пермского края, Амурской, Калининградской и Томской областей. Инклюзивное образование — это прежде всего гуманная система, которая должна обеспечить равный доступ к образованию для всех, не зависимо от физического и даже умственного здоровья детей.

Система предполагает не только создание в обычных школах отдельных классов для детей со схожими проблемами, но и классы совместного обучения здоровых и особенных детей. В связи с новой системой обучения, появилась и новая востребованная профессия — тьютор(наставник, личный куратор).

Тьютор — это человек сопровождающий ребенка-инвалида в учебное заведение и оказывающий ему как физическую помощь, так и психологическую поддержку, решающий организационные вопросы. Но не нужно путать с няней, ни в коем случае, тьютор наоборот стремиться помочь ребёнку быть более самостоятельным и максимально адаптированным к социальной среде.

Сейчас дипломированных тьюторов становится больше, но всё-таки их пока не хватает и чаще детей сопровождают родители или волонтёры. В настоящее время в школах, где начала работать эта система обучения, возникают сложности, споры о правильности этого решения для всех обучающихся, защищены ли их права? Важно не допускать дискриминации учащихся, как особенных, так и здоровых детей, необходимо соблюсти баланс, именно об этом волнуются родители и педагоги. Рассмотрим плюсы инклюзивного образования:

Социальная адаптация особенных детей. И чем с более раннего возраста дети учатся совместно, тем меньше они замечают различия между собой, тем самым особенные дети быстрее адаптируются.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, т.е. система подстраивается под человека, а не наоборот.

Развитие толерантности у детей. Дети учатся сочувствовать, становятся добрее, учатся помогать особенным детям, понимать чужую боль. Здоровые дети как-бы видят другую сторону жизни, у них происходит переоценка ценностей и жизненных установок.

Развитие толерантности и гуманности нашего общества в целом. В среднем 5% детского населения инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья. Гибкая система инклюзивного образования позволит им не чувствовать себя изолированными от общества, кому-то из особенных детей эта система даст шанс получить полноценное образование, тем самым они смогут самореализоваться и принести пользу обществу.

В настоящее время внедрение системы инклюзивного образования носит ещё экспериментальный характер, она не отлажена. Лишь немногие школы оснащены необходимым оборудованием, лифтами, специальными санитарным комнатами.

Не хватает квалифицированных специалистов, которые будут обучать детей, оказывать им необходимую медицинскую помощь и психологическую поддержку.

Не разработаны эффективные программы обучения по этой системе, ещё не все преподаватели морально и профессионально готовы обучать особенных детей совместно с обычными школьниками. Но и конечно существует проблема принятия инклюзивного образования родителями здоровых детей, некоторые из них считают что права их детей могут быть ущемлены, что обучение совместно с особенными детьми может отрицательно отразиться на учебном процессе и качестве обучения.

Я думаю, что чем более развито общество, тем оно гуманнее. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны находится «на обочине жизни». Наши дети — наше будущее. Мир вокруг инвалидов часто враждебен, не приспособлен к ним, а у них зачастую нет возможности приспособиться к жизни.

Думаю инклюзивное образование положительно скажется на развитии наших детей и общества в целом.

А как Вы относитесь к совместному обучению здоровых и особенных детей?

Всем добра 🙂

Автор: Добрый кот

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий