Подготовка к празднику Пасхи. Пасхальный стол

   Долгое время Бог не давал мне детей. Врачи никаких причин не видели, а только гадали да придумывали всякие диагнозы для собственного успокоения. Исходила я все кабинеты. Пролежала во всех мыслимых больницах. Никакого результата. А тут мне как-то одна старушка в очереди к очередному моему врачу говорит, что мол, спроисть надо у Бога — будут у тебя дети или нет. И не ходит по-напрасну по врачам. А сделать надо так: к Пасхальной ночи (к вечеру субботы) приготовить пасхальный кулич по всем правилам. Вымешивать его должна только та, которая вопрошает что-либо у Бога. Долго месить по 3 — 4 часа и никого не подпускать к этому процессу. Постоянно мысленно, вымешивая, задавать интересующий вопрос. Потом кулич этот надо освятить (можно попросить кого-нить) — дело в том, что это было еще в семидесятые годы. Откровенно говоря, я даже не представляла, как это всё делается. Спасибо соседке, которая взяла мою паску. После её освячения, паску СВОЕЙ рукой надо перерезать пополам — там и будет ответ. Если внутри окажется довольно большая полость — значит ты пустая, сказала бабушка. А если внутри точно, как сыр голландский, то съешь одну половинку сама, а другую полностью должен съесть муж (может даже ни о чем и не догадываться), успокойся, никуда не ходи по врачам — будут у тебя дети.
Знаете — это был первый и последний раз в моей жизни, когда у меня получился пасхальный кулич на славу! Больше ничего подобного я повторить никогда не смогла.
А Бог дал мне не просто ребенка, но даже и пол ребенка, который я загадывала, мне подарил. Ровно через 9 с половиной месяцев я стала мамой. А скольким подругам этот совет помог! (если, конечно, нет явной патологии).
А уж как я уверовала! Даже осуществила свою мечту 3 года назад — была в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме, чтобы самой воочию увидеть одними из первых снисхождение Благодатного Огня.
Наверно, человеческому разуму неподвластны подобные таинства. Просто надо верить…………

Существует множество традиций, посвящённых празднованию Пасхи. Готовиться к Пасхе начинали заранее.

В понедельник — вторник было принято красить яйца, которые были символом весеннего возрождения природы, плодородия земли. В старые времена они красились преимущественно в красный цвет, который ассоциировался, в первую очередь, с кровью Иисуса Христа.
 

В среду-четверг начинали печь в больших количествах куличи, делали пасху (творог, сливки, сметана, спрессованные в виде пирамидки), которые ели и угощали приходящих гостей всю Пасхальную неделю до Радуницы.

Мелкие изделия из лущеной пшеничной муки лепят в виде крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков.

В этот же день варили овсяный кисель для «ублажения» мороза.

В Чистый четверг, перед великим днем Пасхи готовили Четверговую соль, и освящали вместе с куличами и яйцами.

В старину соль заготавливали  в Чистый четверг  на весь год. Черную соль не только использовали в приготовлении пищи, но так же  лечили людей и добавляли в корм скотине, если на неё нападала хворь.

Как нужно провести Чистый четверг?
— Само название «Чистый четверг» берет начало с того момента, когда Иисус Христос омыл ноги своим ученикам. В этот день каждый человек должен очистить себя — как тело, так и душу, и привести в порядок свое жилище. С Чистого четверга можно печь куличи и потихоньку запасаться продуктами к праздничному столу. Но самое главное — сходить в церковь и «подготовить» душу, очистить ее, исповедаться. Важно покаяться во всех неверных поступках, совершенных по отношению к себе, родным и Богу.
На вопрос ответил протоиерей Петр Ландвитович из храма Иоанна Богослова.

Подготовка к празднику Пасхи. Пасхальный стол

В субботу освящают пасхальные яйца и куличи в церкви.

Уже в древности был закреплен обычай прекращать Великий пост и начинать празднование Пасхи в 12 часов ночи по Великой субботе.

Поздно вечером в Великую субботу все верующие собираются в храмы.

Около 12 часов ночи священники начинают тихо петь в алтаре стихиру Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе…» Пение подхватывают все молящиеся, и вместе со священством народ трижды обходит вокруг храма.
Двери храма отворяются, и начинается торжество.
Выражая ликование и радость, Церковь почти все службы совершает не прерывающимся пением.Царские врата отворяются и остаются открытыми на всю Светлую седмицу, как символ отверстого рая

Первым за пасхальным утренним столом ели освящённые яйца.
 
Их же дарили всем, кто приходил в этот день в гости, или когда сами хозяева шли к кому-нибудь погостить.
 
Даря яйца, говорили: «Христос воскрес». И в ответ отвечали: «Воистину воскрес».

В старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым.
 
Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда.

Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока.

Подавать в этот день рыбу было не принято.

Обязательным украшением стола был пасхальный барашек, либо сахарный на куличе, либо из сливочного масла на пасхе (существовали специальные формочки-барашки для выпечки и для масла).

Пасху и куличи украшали также бумажными цветами, а крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или специально выращенного кресс-салата.
 
На Светлой седмице обязательно посещали всех родственников и хороших знакомых, особое почтение оказывая пожилым людям.

Многие из этих и других традиций остались в прошлом. Но есть ещё семьи, где обряды празднования Пасхи передаются из поколения в поколение. И пока они есть, можно надеяться на то, что наши дети и внуки тоже будут уметь красить пасхальные яйца.

Пасха называется праздником праздников, торжеством торжеств. Недаром наши предки окружили этот праздник особенными обычаями, которые до сих пор живут в быту. Даже неверующие люди по древней русской традиции красят в этот день яйца и пекут куличи.

В давние времена зажиточные хозяева на пасху подавали 48 различных блюд, по числу дней истекшего поста.

Сдобные куличи и творожные пасхи всегда украшали самодельными цветами, символизировавшими пробуждение природы и расцвет духовности.
 
Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, было чрезвычайно увлекательным занятием. И взрослые, и дети вырезали цветочки и веточки из яркой цветной бумаги и украшали ими стол, дом, иконы и мебель.

Обрядовые пасхальные блюда всегда связывали с ритуальной символикой урожая. Остатки освящённых в церкви пирогов, яиц и других блюд нельзя было выкидывать, их закапывали в поле, дабы почва была плодородной и дала много урожая в текущем году.
Одно пасхальное яйцо обязательно хранили до начала сева, его брали с собой, когда шли сеять первый раз и съедали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасха – праздник воскрешения, возрождения и принято на стол ставить проросшее зерно (пшеничное, ячменное или другое), поскольку нежная зелень, вышедшая из сухого семечка символизирует умирание и возвращение к жизни вновь.

ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ

Возродив старинный обычай празднования Пасхи, мы возвращаемся к своим истокам, и тут следует вспомнить, какое место отводилось традициям стола. После длительного семинедельного Великого поста, предшествующего празднику, каждая хозяйка старалась накрыть стол с особой торжественностью. И. никогда в течение всего года на Руси так много не ели, как на Святой неделе.

Пасхальный стол всегда был богатым: кроме перечисленных блюд на стол выставляли разнообразные закуски из овощей, тушёные куриные потроха, блюда из рыбьей икры и молок, сельдь, заливная рыба, студень и холодец, калья из говяжьих почек с солёными огурцами, сальник из печени, няня – томлёная гречневая каша с бараньим мясом, жаркое с грибами, заготовленными впрок ещё летом, говядина с репой, буженина в сенной трухе с пивом, утка или гусь в мёде или жареные с можжевеловыми ветками. Напитки тоже были разнообразны: пиво, домашние настойки, наливки и вина, кисели и сбитни.

Основой трапезы в эти дни было мясо – по нему за шесть недель воздержания все успевали соскучиться: запеченные окорока, ветчина или барашек; фаршированные утки, индюшки и гуси; молочные поросята и домашняя колбаса; а еще – сыры, шпик и сало, огромные целые осетры…
 
Вот, например, меню пасхального обеда семьи Романовых в 1903 году: «Пасха. Куличи. Яйца. Осетрина. Белуга. Лососина. Судаки. Севрюга. Фазаны. Куропатки. Тетерева. Рябцы. Утки. Барашки. Ветчина. Языки. Говядина на кости. Телятина ярославская. Пироги разные».

Русский пасхальный стол всегда был не только щедрым, но и очень красивым.
Даже в самых бедных семьях на него непременно ставили свечи, корзиночки со свежей проросшей зеленью пшеницы или овса, куличи и пасхи украшали цветами – их делали из ярких лоскутков ткани и цветной бумаги, которые специально для этого собирали в течение всего года.

Впрочем, наши пасхальные обычаи связаны не только с едой. Русский человек всегда любил разные забавы: на позднюю Пасху в деревнях катали по траве яйца, а на раннюю играли в «битки»: бились носиками яиц, у кого самое крепкое – тому и счастье.

Традиционные пасхальные блюда: куличи, пасхи, бабы, крашенные яйца. Раньше яйца красили не только на Пасху, но еще и на Троицу их окрашивали в зеленый цвет. А куличи и пасхи в наше время, как и раньше, пекут один раз в год – на Пасху.

Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели очертания зайчиков, петушков, голубков, жаворонков.
 
К праздничному столу готовили много блюд. Запекали барашка, окорок, жарили телятину. Их подавали только в холодном виде, так как одним из главных правил Пасхального столабыло исключение горячих блюд.

По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, который специально заранее проращивали для праздника.
 
В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, поэтому вокруг праздничного стола собирались самые близкие люди.

А в течение всей Светлой Недели в дом приходили друзья и знакомые, которых угощали всевозможными кушаньями.

Из воспоминаний Воронцова-Вельяминова:

«В течение всего дня приходили родственники и знакомые поздравить с праздником. Их приглашали к столу и угощали пасхальными кушаньями. Но поскольку наш дом был не единственным, куда приходили, как говорилось «делать визиты», то некоторые гости были уже так сыты, что отказывались. Зато другие с удовольствие садились за стол. Родственники приносили нам, детям, подарки, преимущественно шоколадные яйца. И, поскольку в этот день родители нас не опекали, мы этими дарами злоупотребляли очень сильно»

Из книги Ивана Шмелева «Лето Господне»

«Великая суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные. В Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.»

«С самой заутрени, — читаем мы в заметках большого знатока русской кухни Д. В. Каншина, — в зажиточных семьях накрыт стол для разговенья, и чего только не наставят на него гостеприимные хозяева! У иных ставят на стол 48 кушаний и закусок, как символ только что истекшего 48-дневного поста. Почетное место занимают пасха, кулич и яйца, а затем идет барашек жареный и барашек из масла, ветчина, телятина, ростбиф, чиненая свиная голова, всякая чиненая живность: пулярды (куры), индейки, гуси, утки; далее разного рода холодные и горячие колбасы и сосиски. На иных столах видишь целый ассортимент всякого рода сыров, малороссийское сало, копченую свиную грудинку, копченых гусей (полотки) и пр. и пр. И как бы для отдыха желудка или в помощь ему, найдешь молодую редиску или зеленый салат из кочанного лопуха с зелеными огурцами. Все промежутки между блюдами уставлены разного рода водками и винами…»

Существует предание о том, что на Пасху Христос с апостолами выходит в нищенском одеянии странствовать по земле и приходит в дома к людям, чтобы испытать их милосердие.

Поэтому на Пасху в каждом доме должны быть в изобилии всякие яства, чтобы можно

было угостить любого человека, который войдет в дом. Вот почему на Пасху наши хлебосольные предки выставляли на стол множество снеди и угощали всех приходящих.

Что и говорить, давали в старину наши соотечественники волю своим желудкам.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

СВЯЩЕННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ В ПАСХУ, ИЛИ ВО СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Ангел воззвал благодатный: чистая Дева, радуйся! И опять воскликнул: радуйся! Твой Сын воскрес чрез три дня из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!
Светись, прославляйся, Новый Иерусалим! Слава Господня да воссияет на тебе; ликуй ныне и веселись, Церковь Христианская! Ты же, Пречистая Богоматерь, Радостию красуйся о воскресении Рожденного Тобою.

ТРОПАРИ К СВЕТЛОМУ ХРИСТОВУ ВОСКРЕСЕНИЮ (ПАСХЕ)

Стихира, глас 6-й
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5-й
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизошел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
 
Вторник после Светлой седмицы — Радуница, день поминовения усопших.
Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова.

Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ — красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших — таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего.

Во всю Светлую седмицу, целыми днями до вечерни, звонят в колокола.
Раньше взойти на колокольню дозволялось каждому желающему. Гармоничный, могучий, победный звон придает особенную торжественность дням Пасхи.

В эти дни люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и слышат радостное в ответ «Воистину воскресе».
В радости духовной люди христосуются, одаривают друг друга крашеными яйцами (яйцо — символ жизни, а Христос дал людям жизнь вечную; красный цвет напоминает людям о том, что Сын Божий Своей кровью освятил жизнь).

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий