Выставка женских портретов художника Алексея Холмогорова «Тобой очарован»

Выставка женских портретов художника Алексея Холмогорова «Тобой очарован»   С 15 марта в Галерее работает выставка женских портретов известного художника Алексея Холмогорова. Выставка «Тобой очарован» посвящена прекрасной половине человечества. Красной нитью через творчество автора проходит тема женщины: ее красоты и самобытности. Художник в своих картинах часто воспевал удмурток, восхищаясь их особенной, неповторимой красотой. На выставке — портреты матери, жены, дочерей, а также образы известных женщин: лыжницы Галины Кулаковой и матери В.И. Ленина Марии Ульяновой. Художник видел красоту в повседневном: в образах врачей, педагогов, бухгалтеров, простых рабочих и колхозниц. За цикл портретов «Женщины Удмуртии» А.П. Холмогоров награждён серебряной медалью Академии художеств СССР.

Все работы на выставке – из частной коллекции семьи Холмогоровых. Родственники также предоставили личные дневники Алексея Павловича, где содержатся не только личные записи из повседневной жизни, а также рассуждения об искусстве и художественные наброски.

Алексей Холмогоров по праву считается первопроходцем в удмуртском изобразительном искусстве. Он был первым художником из Удмуртии, чьи картины приобрела Третьяковская галерея: эксперты одного из крупнейших музеев страны оценили их как высокие образцы реалистического искусства ХХ века. А.П. Холмогоров стоял у истоков художественно-графического факультета УГПИ (УдГУ), а также выступил инициатором основания Удмуртского музея изобразительных искусств. Был первым и единственным художником Удмуртии обладателем звания «народный художник России». Первым из всех художников республики Холмогоров добился международного признания: его картины были отобраны для выставки произведений мастеров отечественного искусства и показывались в Швеции, Чехословакии, Югославии, Сербии, Индии, Монголии.

Специально к выставке «Тобой очарован» галереей подготовлен аудиогид о творчестве художника с отрывками из стихотворений известных поэтов, посвящённых женщинам. В пространстве выставки состоятся встреча с учениками, друзьями и коллегами художника. А также — мастер-классы по созданию рисунка и портрета с натуры. Запись по тел.: 65-84-88.

Стоимость билетов на выставку: 200р., студенты, пенсионеры – 150 р., дети – 100 р. «Галерея» на Центральной площади открыта с 9:30 до 20:00 без выходных. Выставка будет работать 15 марта – 1 апреля 2018г.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Холмогоров Алексей Павлович (01.03.1925—30.09.1987)

Родился в д. Молчаны Воткинского района.

Живописец, педагог. Член Союза художников СССР с 1960 г. Участник Великой Отечественной войны. В 1943г. был призван в армию, воевал на Дальнем Востоке. Участник выставок с 1952 г. Работал в составе выставочных комитетов «Большая Волга», «Советская Россия».

Образование: Палехское художественное училище (1947-1948) им. А.М. Корина. Казанское художественное училище (1948-1951). Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (1953-1959) у В.Г.Цыплакова. По возвращении в Ижевск стал одним из первых преподавателей художественно-графического факультета УГПИ (ныне УдГУ), организовав учебный процесс.

1962 – 65 гг. – Председатель Союза художников Удмуртии. 1967 г. – получил звание народного художника Удмуртии.

1970 – награжден Государственной премией Удмуртии.

1972 – 85 гг. — секретарь правления Союза художников России.

1981 г. — удостоен Государственной премии России им. И.Е. Репина, серебряной медали Академии художеств СССР, звания «народный художник Российской Федерации».

Холмогоров Алексей Павлович

01.03.1925—30.09.1987

Образование: Палехское художественное училище (1947-1948) у А.М. Корина. Казанское художественное училище (1948-1951). Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (1953-1959) у В.Г.Цыплакова.

Живописец, педагог. Член Союза художников с 1960. Участник Великой Отечественной войны. В 1943г. был призван в армию, воевал на Дальнем Востоке. Рядовой. Демобилизовался в 1947. Участник выставок с 1952. Отличительная особенность произведений — точный рисунок, мастерство композиции, динамичное цветовое решение. Избирался председателем СХ Удмуртии, секретарем правления СХ РСФСР, работал в составе выставочных комитетов «Большая Волга», «Россия».

​ Биография

Алексей Павлович Холмогоров родился в 1925 году, в деревне Молчаны, в Удмуртской Республике. Окончив семь классов школы, пошел по стопам отца: валил лес, трудился грузчиком, топил печь в лесхозе, сохраняя мечту учится в Ижевском театральном училище. Но случилась Вторая Мировая Война, и в 1943 году будущего известного художника призвали на фронт. Воевал он на Дальнем Востоке, до 1947 года, имеет медаль. После окончания войны проучился год в Палехском худучилище, затем четыре года в Казанском, получил «красный» диплом по окончании.

Начал профессиональную карьеру с должности художника-оформителя в Ижевске, а так же учителя рисования, но уже в Казани.

Но Алексей Павлович мечтал о большем, больших полотнах и признании. Поэтому в 1953 году, в возрасте 28 лет, начинает учебу в Московском институте имени Сурикова, которая далась ему отнюдь не просто.

В 1959 году возвращается в Ижевск, где в пединституте открылся факультет художественной графики. Алексей Павлович становится преподавателем и остается им последующие 18 лет. Фактически ему и его коллегам предстояло создать факультет с нуля, что они успешно сделали – это являлось предметом гордости Холмогорова.

Поистине преподаватель по призванию, он вкладывал в своих учеников не только знания, он дарил им вдохновение, поддерживал с выпускниками постоянную связь, и не остывала теплота их общения. В этом же году написал картину «Молодая мать-удмуртка» и «Возвращение».

Союз художников Удмуртии при председательстве Холмогорова (1962—1965), а затем при его членстве и секретарской должности (1972—1985), пополнился талантливыми преподавателями и выпускниками его факультета, активизировался, стал организовывать все больше выставок в разных городах. В 1981 год стал богатым на награды: Государственная премия РФ им. И.Е. Репина, серебряная медаль Академии художеств СССР, звание народного художника РФ.
Произведения выставляются в Третьяковской галерее, в Удмуртском музее ИЗО, и в других музеях РФ, и не только.

​ Творчество

Алексей Холмогоров по праву считается во многом первопроходцем в художественном пространстве Удмуртии, в этом легко убедится, изучив биографию.
Основной жанр творчества — это портрет, темы семьи, быта и истории. Главные мотивы работ были видны еще в самых ранних произведениях: народ Удмуртии, его уникальность и женская красота. Образы для своих картин он искал везде, куда смог добраться, иногда даже пешком, потому что в такие отдаленные уголки не находилось зачастую даже попутной машины.

Считал, что подлинная красота сохранилась именно в таких местах. В произведениях изображены не столько конкретные люди, сколько обобщенные образы, часто бытовые. «Молодая мать-удмуртка», например, написана с такой глубиной и проникновенностью, что люди часто видят в ней подобие «Мадонны». Автор питал особо нежные чувства к простому народу Удмуртии, что отразилось в картинах.

Военная тема занимает не малое место в творчестве Алексея Павловича. Это и портреты ветеранов, и сцены из военной хроники, воспроизведенные по фронтовой памяти.
Портреты отличает высокая академическая точность, безупречное угадывание характера и талантливое видение цвета. Красной нитью проходит через творчество тема женщины: ее красоты, самобытности образа, как образец любви и верности.
Огромный вклад Холмогорова в культу Удмуртии не подлежит сомнениям.

Хроника Удмуртии за 1981

http://gasur.ru/activity/publications/other_publications/chronicle/chr79.php

В октябре 1981 года Государственная Третьяковская галерея впервые приобрела работу удмуртского профессионального художника — Алексея Павловича Холмогорова («Портрет З.Л. Михайловой»). В декабре Холмогорову была присуждена Государственная премия РСФСР (первая среди деятелей культуры Удмуртии). Он был удостоен звания «Народный художник РСФСР», серебряной медали Академии художеств СССР за лучшие произведения изобразительного искусства 1981г. (6 портретов из серии «Женщины Удмуртии», картину «Консилиум»).

Алексей Павлович Холмогоров. 1925-1987. Каталог выставки. Вступительная статья

В.Ф. Карпов

Каталог юбилейной выставки. Когда уже сдавался в печать, А.П. Холмогоров умер, поэтому Каталог стал посмертным.

Алексей Павлович Холмогоров. 1925-1987. Каталог выставки. Вступительная статья В.Ф. Карпова.
Москва, Советский художник, 1988.

«Бы делаете большое дело — пропагандируете красоту, доброту Удмуртского края и народа» Студентки Удмуртского государственного университета.
«Нельзя без волнения смотреть на картины «Выстояли», «Консилиум», женские портреты» Г. В. Данилова.
«Сколько жизненной правды в Ваших портретах, сколько тепла и радости в глазах земляков!» Сестры Лошкаревы.
«Восхищены Вашим мастерством в изображении внутреннего мира наших современников, героев Великой Отечественной войны, тружеников полей и заводов». По поручению группы студентов Ижевского сельскохозяйственного института В. Красилышков.
«Рисунки очень хороши, поражают заостренностью характеров людей и техникой исполнения. Работы Алексея Павловича — большая школа для молодых художников». Ваш ученик, студент Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина С. Рожин.
«Эта выставка, одной из главных тем которой является человек труда, заставила меня задуматься. Все это — Родина наша. Огромное спасибо за выставку». Студент.

Приведенные отклики взяты из книги отзывов на персональной выставке Алексея Павловича Холмогорова, состоявшейся в 1985 году.
Живая, признательно-заинтересованная реакция зрителей на новые картины всегда убеждала художника в правильности выбора пути, направлениях его поиска, поддерживала в трудные дни. Зрительским мнением художник дорожит. По отзывам устным или письменным он проверяет «прицельность» своих работ, точность их «попадания», имея в виду замысел и его последующую реализацию. Для него реакция зрителя — один из важнейших стимулов творчества.
Холмогоров ощутил ее особенно остро в зимние дни 1985 года, когда в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась его юбилейная персональная выставка. Тогда ему исполнилось 60 лет. Более 400 произведений было представлено в экспозиции — итог сорокалетней творческой деятельности художника.
Особенно привлекла внимание зрителей одна из картин, от которой веяло душевным теплом и домашним уютом. На ней были изображены родители художника, сидящие у зимнего окна в деревенском интерьере. Холмогоров любит эту свою работу, названную им «Родной дом» (1977). Она всегда пробуждает в нем воспоминания о далеких годах детства и юности.
Биография Холмогорова типична для поколения художников, чья юность была прервана Великой Отечественной войной.
Холмогоров родился 1 марта 1925 года в деревне Молчаны тогдашнего Воткинского района Удмуртской автономной области. К наиболее ранним впечатлениям сам художник относит картины, и поныне его волнующие: приютившееся у леса небольшое село, ряды аккуратных изб, речушку, предельно чистую зелень вокруг… Он любил сенокосы, в детстве часами наблюдал за работой косцов. Отец его, лесоруб по профессии, был мастером на все руки: умел столярничать и плотничать, знал жестяное дело, мог печь сложить и все делал с крестьянской сноровкой, добротно, красиво. В роду Холмогоровых никогда никто не рисовал, но умельцы, как отец, были. В начальных классах мальчик пробует рисовать, мечтает стать художником. Родители как могли старались поддержать стремление сына.
Профессия отца требовала постоянных переездов. В поселках лесозаготовителей единой трудовой семьей жили люди многих национальностей — русские, татары, удмурты, чуваши, мордва. Разные на родные типы и национальная одежда, самобытные песни и обычаи надолго остались в памяти подростка.
Закончив семилетку в поселке Русская Лоза, Холмогоров едет в Ижевск поступать в художественное училище. Однако начавшаяся Великая Отечественная война нарушила его планы, коренным образом изменила жизнь… После полутора лет работы кочегаром на маленькой электростанции в леспромхозе он был призван в Красную Армию. От Комсомольска-на-Амуре до Северо-Курильска пролег нелегкий путь Холмогорова-солдата, который участвовал в боевых операциях против милитаристской Японии. Он не только прошел суровую школу жизни. За годы службы в армии (1943 — 1947) ему посчастливилось встречаться с профессиональными художниками, тогда же он начал заочное обучение на курсах рисования им. Н. К. Крупской в Москве. В 1946 году, использовав кратковременный военный отпуск, Холмогоров приезжает в столицу. Впервые в жизни он переступил порог Третьяковской галереи.
Вскоре для демобилизованного солдата наступило время выбора, время принятия серьезных решений. Кто же помог ему стать художником? Кто в те годы способствовал развитию его взглядов и вкусов?
…После окончания воинской службы прошло несколько недель. В шинели и сапогах предстал он перед преподавателем Палехского художественного училища А. М. Кориным (двоюродный брат выдающегося советского живописца П. Д. Корина). Старый художник без труда узнал в нем того солдата, который присылал ему свои рисунки. Потянулись месяцы упорной учебы. По рекомендации Корина, принявшего горячее участие в судьбе молодого художника, Холмогоров уезжает из Палеха и поступает на 3-й курс живописного отделения Казанского художественного училища, которое он заканчивает в 1952 году с отличием. К тому же времени относится первое участие Холмогорова в республиканских художественных выставках в Казани и в Ижевске.
Другой значительной фигурой, по-настоящему учителем, оказавшим влияние на формирование Холмогорова-живописца, стал профессор Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова В. Г. Цыплаков. Многое дал Холмогорову и курс рисунка, который в институте вел Д. Д. Жилинский, тогда только еще начинавший свою преподавательскую деятельность. Годы учения в Москве (1953 — 1959) были очень важными для становления личности молодого художника.
С дипломной картины «Возвращение» начал художник дорогу в большую жизнь. А портрет-картина «Молодая мать-удмуртка» (1959) открыл имя Холмогорова на первой выставке «Советская Россия».
Начало его творческой деятельности совпало с периодом сложения национальных школ, участия художников разных республик в решении современных художественных проблем. Состоявшаяся в Москве в 1971 году выставка произведений художников автономных республик РСФСР явилась первым открытием широкой и многообразной панорамы искусства советских автономий. Идейно-художественная направленность творчества, развитие всех видов и жанров изобразительного искусства предстают как динамичный процесс, играющий все более заметную роль в укреплении идеалов социалистического общества, в эстетическом воспитании трудящихся. Определяющими чертами этого искусства стали глубокое знание художниками жизни своих народов, сложение национальной изобразительной поэтики, значительное расширение современной тематики. Художники стремятся освоить даже самые отдаленные и глухие уголки своих республик, глубже узнать жизнь людей, ощутить неповторимую красоту и своеобразие родного края. В Удмуртской АССР также происходил процесс консолидации творческих художественных сил.

Появление работ Холмогорова на республиканских и всесоюзных выставках в Москве скоро поставило его в ряд ведущих мастеров изобразительного искусства Российской Федерации. Органично сочетая педагогическую, общественную и творческую деятельность, он постепенно занял лидирующее положение в творчески активном отряде удмуртских советских художников.
Живописец создал замечательную галерею женских портретов, над которой работал в течение почти трех десятилетий.
Удачный дебют — картину «Молодая мать-удмуртка», в которой лирический и проникновенный образ молодой женщины стал выражением любви к родной земле, — не скоро удалось поддержать равноценной работой. Холмогорова увлекли возможности лирического портрета. Он смело расширяет границы своих поисков: свободнее компонует фигуры на холсте, часто размещает их в деревенском интерьере, пробует свои силы в парном портрете. Картины «Доярка Римма Романова с матерью» (1961), «Подруги-удмуртки» (1962), «Матери» (1967) и другие побывали на многих выставках, их достоинства отмечены художественной критикой. Однако следует отметить, что некоторым композициям недостает цельности, единого дыхания. Они пестрят вставными частями, излишними деталями, в них преобладает описательная сторона.
Вовлекая зрителей в круг своих героев, художник не опасался упрека в этнографичности. Его задачи были шире. В своих национальных образах он воспевал красоту человеческой личности, величие человека труда.
Ковровщицу Дарью Курбатову из деревни Баграш-Бигра Малопургинского района хорошо знали не только односельчане. Слава об искусной мастерице давно перешагнула границы района и даже самой Удмуртии: ее ковры экспонировались на всесоюзных выставках и за рубежом. Холмогоров и поныне любит приезжать в Баграш-Бигру, которая известна устойчивостью национальных традиций и обычаев, высокоразвитым ковроткачеством. В 1969 году художник впервые познакомился с Курбатовой, подолгу наблюдал за ее работой. Он был покорен ее щедрым талантом, творческой атмосферой, царящей в доме народного мастера-самородка. Он пишет большой композиционный портрет Дарьи Курбатовой, изображая ее в минуту отдыха с внучкой на фоне большого ковра.
В портрете привлекает достоверность образа, точность в отборе деталей, мажорная цветовая гамма. Лицо Дарьи Курбатовой освещено доброй улыбкой. Она держится естественно, без какой-либо скованности, которую мог бы вызвать праздничный наряд. Дело в том, что национальную одежду в этом районе носят повседневно и сегодня. Радугой переливаются на фоне ковра и штапельный платок, и платье ковровщицы из яркой цветной пестряди, отделанной многоцветными узорами. Поверх платья — передник, затканный геометрическим орнаментом. Наряд дополняет нагрудное серебряное украшение — монисто.
Один из первых натурных этюдов к картине — «Голова девочки» — написан широко, очень цельно. Насыщенный фон (тот же ковер) будто излучает свет, белокурые волосы и лицо ребенка играют цветными бликами.
В 1972 году живописцу присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
В 1971 году Холмогоров выставил новую работу «Н. К. Крупская на агитпароходе «Красная звезда». Здесь, как и всегда, художника увлекает личность колоритная, яркая. Он создает сильный своей внутренней красотой образ революционера, верного друга и соратника В. И. Ленина. Картина была показана в Ижевске, Москве, тепло принята зрителями. В дальнейшем он продолжал постоянно работать над Ленинианой. В 1987 году Холмогоров завершил работу над масштабной по замыслу и размерам композицией своего ленинского цикла «Прохладное лето. М. А. Ульянова с дочерью Анной на отдыхе в Ижевске у племянницы М. А. Грачевской». На ее создание ушло несколько лет.
Произведениям Холмогорова чужды схемы, рациональная сухость. Обращаясь, как правило, к образам современников, художник черпает жизненный материал в постоянных поездках по республике, работает в колхозах, рабочих поселках, леспромхозах. В результате одной из таких поездок Холмогоров пишет «Портрет доярки из Алнашей» (1974). Мы видим молодую девушку в национальной одежде. Примет профессии или «говорящего» фона художник не дает, акцентируя внимание на характере героини. Человечность и просветленность облика — доминирующие начала, которые подчеркивает автор. Интересно, что в последний момент художник переписал лицо девушки, стремясь, скорее, к созданию типажа, нежели к передаче портретного сходства.
С годами складывался основной принцип работы над портретами, а именно — стремление к общей цельности произведения, смысловой и художественной Работы художника отличает присущая только ему цветовая нервно-импульсивная лепка лиц и рук моделей.
На выставке «Художники Удмуртии» состоявшейся в Москве в 1976 году и в Ленинграде в 1977-м, Холмогоров представил новые произведения, продолжающие цикл женских образов, — «Еня Лесова из Старой Сальи», «Доярка из Старой Сальи», «Колхозница Катя Гереева с сыном».
Вот как рассказывает о героине последнего из перечисленных произведений сам автор: «Это удивительная по своей доброте и скромности женщина. Она работает дояркой. Когда я был у нее, то поразила чистота и праздничность большого нового дома, в котором она — простая, хрупкая, с добрейшей улыбкой — хозяйка. Их молодая семья — дружная. Муж в то время был депутатом сельсовета. Она умела управляться с хозяйством, с детьми, на ферму ходила, а по воскресеньям в доме всегда был праздничный стол и она сама выглядела празднично. Вот такой я ее и попытался написать. Хотелось сказать о ней по-доброму, а на ее примере и о многих красивых, очень скромных и очень трудолюбивых женщинах Удмуртии».
В творчестве Холмогорова постепенно усиливаются декоративные тенденции. По ним можно представить себе красочную Удмуртию — чарующую страну цветущих лугов, чистых ключей, стремительных рек.
Упорно и целенаправленно работая, живописец открывает для себя все новые грани народного характера, старается охватить его шире и разнообразнее в тесных связях с современной действительностью. Характерно, что женские образы Холмогорова созвучны образам героинь литературных произведений известных удмуртских писателей Г. Д. Красильникова и С. А. Самсонова.
Заслуженно большой успех выпал на долю Холмогорова на Всероссийской художественной выставке «По родной стране», состоявшейся в Москве в 1981 году. Спустя двадцать лет он был уже не новичком в портретном искусстве. Успехи живописца были высоко отмечены: в 1981 году А. Холмогоров был удостоен почетного звания «Народный художник РСФСР», серебряной медали Академии художеств СССР, а также стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.
Тогда же в колхозе «Искра» Малопургинского района общее собрание колхозников постановило: один раз в пять лет художникам за лучшие работы присваивать специальную премию колхоза. И Алексей Павлович стал первым лауреатом этой премии, так как много своих работ посвятил труженикам колхоза и всего района.
Портретная галерея «Женщины Удмуртии» (назовем ее так условно) не завершена. Ныне еще строже и требовательнее, чем раньше, художник относится к своему труду. Но по-прежнему он находит своих героинь в «гуще народной». Вот некоторые из этих ярких, национальных и самобытных произведений: «Колхозница В. П. Широбокова из Зар-Вишура», «Портрет старейшего члена партии Е. В. Русиновой» (1978), «Студентка агрофака Аля Вахрушева» (1979), «Портрет лыжницы Галины Кулаковой» (1980), «Фая Поторочина из Якшур-Бодьи», «Мария Кирилловна Шкляева, директор народного музея в Якшур-Бодье» (1984). И, наконец, одна из последних работ — проникновенно-лирический по настрою парный портрет «Молодожены Широбоковы из деревни Якшур. Павел — шофер, Галина — доярка» (1986).
Кроме женских портретов, художником созданы запоминающиеся образы известных людей Удмуртии, представителей интеллигенции республики, портреты исторических лиц. Среди них «Портрет композитора Г. А. Корепанова» (1966), «Портрет первого председателя Удмуртской автономии И. А. Наговицына» (1969), портреты старейшего оружейника П. В. Алексеева (1969), хирурга В. Г. Черных (1972), генерал-майора А. Н. Сабурова (1972).
Над портретом И. А. Наговицына Холмогоров работал около трех лет. «Компоновал долго, — признавался художник, — одного и с народом, а написал все-таки одного, в рабочем кабинете в строгой гимнастерке. Ум его, мысль рабочую, образ рабочего — вот что я хотел передать». Это произведение стало серьезным вкладом в искусство Советской Удмуртии и всего российского изобразительного искусства.
В июле 1986 года в производственном объединении «Ижсталь» имени 50-летия СССР открылась выставка произведений художников Удмуртии. У нее была своя предыстория. Несколько лет назад Холмогоров организовал группу художников для работы в цехах объединения. Будучи одним из инициаторов творческого договора с металлургами, Холмогоров много трудился на предприятии, свидетельством чего являются портреты рабочих и большой групповой портрет «Сталевары «Ижстали», Депутат Верховного Совета СССР А. А. Саламатов и его подручный В. Г. Стерхов» (1980). Глубокое раскрытие «производственной» темы красноречиво свидетельствует о творческих возможностях Холмогорова — художника широкого диапазона.
Сюрпризом для тех, кто внимательно следил за развитием творчества Холмогорова, стало появление на IV зональной художественной выставке «Большая Волга» в Горьком (1974), а затем на республиканской выставке «Советская Россия» в Москве произведений художника на военно-патриотическую тему.
Два больших полотна — «Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии» (1970 — 1974) и «Выстояли» (1974) — составляют своеобразный диптих, объединенный единым замыслом. Групповой портрет изображает бывших фронтовиков — А. Сабурова, А. Перминова, А. Девятьярова, И. Лукина, И. Телятникова, М. Лямина, Н. Нуретдинова. «Мне повезло, — говорил автор портрета, — я много раз встречался с этими людьми В Удмуртии, в школьных музеях боевой славы. Они уже знали меня как художника. Поэтому работать с ними было легко: они охотно позировали, понимали мою задачу. Но это не означает, что у меня не было трудностей в работе над групповым портретом и другими сюжетами. Поиск варианта композиции, цветового решения, характеристики портретов, их внутренней переклички между собой — на все это ушло много времени много творческих сил…».
К этому произведению Холмогоров написал несколько подготовительных портретов. Среди последних особого внимания заслуживает односеансный этюд «Портрет генерал-майора А. Н. Сабурова». С Героем Советского Союза Сабуровым Холмогоров встретился уже в Москве. Тяжело больной, он все же пытался быть полезным художнику, беседовал с ним. Через восемь месяцев его не стало…
Портрет изображает ветеранов, погруженных в воспоминания о пережитом. Как бы делая их зримыми, в картине «Выстояли» художник воспроизводит один из эпизодов минувшей войны. И хотя эта вторая композиция вполне самостоятельна, она усиливает драматическую выразительность портрета.
Этим работам тематически близок «Портрет ветерана войны и труда Н. С. Кулагина» (1974). Создавая образ простого трудового человека, автор повествует о стойкости советских солдат, сражавшихся за Отчизну, о сложной человеческой судьбе, подлинно народном характере.
Спустя десять лет Холмогоров завершил еще одно большое полотно, посвященное ветеранам Великой Отечественной, — «В День Победы. Деревенские ветераны». (1985). Это снова большой групповой портрет, изображающий ветеранов войны и труда колхоза «Искра». Картина была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
Запоминающийся образ русского инженера-интеллигента создан в портрете дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР, депутата Верховного Совета СССР конструктора М. Т. Калашникова.
Путь к каждой картине Холмогорова был долог. Бесконечные варианты и эскизы, живописные этюды с натуры — портреты, фигуры, композиции. Им предшествовали сотни графических листов. В нескольких сухих по манере исполнения, но искренних и точных карандашных портретах ветеранов войны мы узнаем наших современников. Художник считает своим священным долгом документально запечатлеть этих, по его словам, «героев-богатырей, людей легендарных, былинных».
О рисунках мастера хочется сказать подробнее. Холмогоров рисует постоянно. Рисунок для него — это кропотливая исследовательская работа. Происходит процесс переплавки впечатлений, их отсеивания, выбора по крупицам необходимого материала для дальнейшей работы. Архив художника бережно хранит рисунки юношеских лет, периода солдатской службы на Дальнем Востоке, учебы в художественных училищах и в институте. В нескольких папках — вся жизнь.
Не все, разумеется, равноценно в творчестве Холмогорова. Безусловные удачи сменяются сомнениями, мучительными вопросами, поисками. С годами накапливался опыт. Все наиболее ценное, найденное в процессе работы, увиденное в жизни и пережитое, входило в его картины.
Громких фраз автор не любит, не расположен и к длинным рассуждениям о патриотизме, о любви к родному краю. Однако велики признательность и внимание художника к земле, его взрастившей и воспитавшей. Перебирая в памяти его работы, мы не найдем среди них таких, которые не связаны тесно с Удмуртией, ее людьми, историей.
Холмогоров дорожит каждой минутой рабочего времени. «Мне вспоминается, — писал художник Н. Н. Соломин, — как Алексей Павлович, даже находясь на лечении в больнице, без устали трудился, создал множество эскизов, а в результате родилась одна из лучших его картин — «Консилиум», в которой много личного, пережитого за время болезни и пребывания в больнице». (Н. Н. Соломин. Одержимость. Статья о творчестве Л. II. Холмогорова. Рукопись, с. 3.)
Добавим, что художник и не представляет себе, как можно жить иначе. Автору этих строк случилось наблюдать за ним в поездке по северным районам Томской области. Быстро увлекающийся, он мог отказаться от отдыха и еды, куда-то возвратиться или поехать, чего бы это ни стоило, чтобы закончить начатый рисунок или успеть на встречу с человеком, который обещал ему позировать.
В одном из писем Холмогоров с радостью сообщает: «Я так рад был работе в деревне, что работал по двенадцать часов в сутки». В этом он весь! Он не мыслит своего творчества без упорного труда, без самоотдачи.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще сильней,
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Эти строки известного удмуртского поэта Флора Васильева как бы раскрывают содержание творчества художника, неразрывно связанного с историей и современностью своего народа и посвящающего ему свои талантливые произведения.

Когда издание было подготовлено к печати, из Ижевска пришло скорбное известие: на 63-м году жизни после тяжелой болезни скончался художник Алексей Павлович Холмогоров.

Написать в портале Удмуртии о том,что волнует сейчас!

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

*

code