Этот яркий мир…
Учимся различать цвета
Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в 3 года ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? И если учить малыша цветам, то как это делать?
Чуть-чуть физиологии
Задаваясь вопросом, как научить малыша различать цвета, мы допускаем некоторую ошибку. Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам – фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков. Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но, безусловно, им нужно уделять должное внимание. И дело здесь вовсе не в том, чтобы малыш освоил цвета быстрее, чем его сверстники. Цвет, форма и размер являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Человеческий глаз способен выделять до 10(!) миллионов различных оттенков. Возможно, столько нам и не понадобится. Но стремиться к совершенству, безусловно, стоит. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что они могут изменяться от светлого к темному, их можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные. И именно веселые игры в цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.
Первые понятия
Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами, которые чаще всего имеют тот или иной цвет, т.е. цвет для малыша является не абстрактным понятием, а ассоциативным. Обычно мы так и говорим малышу: «Красный помидор, зеленая травка». Но помидор может быть и зеленым, и бурым, и розовым. А травка не всегда зеленая. Она бывает и салатовой, а осенью – и вовсе желтой. Так стоит ли с раннего детства навязывать малышу подобные цветовые стереотипы и вводить его в заблуждение? Будет лучше, если, показывая крохе нарисованный помидор, вы скажете: «Это – помидор. Он красный». Чувствуете разницу? То же самое относится и к игрушкам. Давая крохе мячик, мы обычно говорим: «Вот синий мячик». Что для малыша звучит как единое слово, как название конкретного предмета «синиймячик». Но теперь мы уже знаем, как будет лучше построить фразу: «Малыш, это – мячик. Он синий. А это – кубик. Он тоже синий». Так, постепенно, накапливая жизненный опыт, ребенок научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и вон та скамейка на улице. И если мы будем, как можно чаще, обращать внимание крохи на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее. Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться «основными»: синим, красным, зеленым, желтым. И уж тем более не стоит учить цвета обособленно: сначала запомним красный, потом зеленый. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет – синим, а розовый или малиновый – красным. Малыши прекрасно различают оттенки, ничуть не хуже нас с вами. И им не понятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно.
Мы построим красный дом
Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка – по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет. Малышам, начиная с 1 года, можно предлагать игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, «покормить» зверюшек разноцветными кубиками-«конфетами» («Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка – синие»). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой – только красные. Дома получатся синим и красным соответственно. Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделайте это сами, комментируя свои действия: «Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики». Постепенно малыш поймет суть игры и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета. Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите ребенка, какой кубик не красный. Если вопрос крохе не понятен, возьмите любую игрушку и «пройдитесь» ею по дорожке, комментируя свои действия: «Я иду по красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный… Ой, а этот другой, не красный – желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!» Такая игра полезна не только для изучения цветов. Она развивает мыслительные способности малыша, учит его думать и анализировать. Хорошим подспорьем могут стать и специальные обучающие книжки, где каждая страница посвящена одному цвету. С ними изучение цветов пойдет быстрее. Покупая такое пособие сыну или дочурке, обращайте внимание на качество полиграфии, чтобы напечатанные цвета соответствовали реальным.
Цветные игры
Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, на этапе изучения цветов можно играть, например, в «почтальона» и «цветные остановки». Почтальоном будет малыш. В маленькой детской сумочке у него лежат разноцветные картонные прямо- угольники («письма»). Их нужно разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы можно обозначить листами цветного картона: на Фиолетовой улице живут кошка и собачка – им по письму фиолетового цвета. А в Оранжевом переулке оранжевые письма получают мишка и кукла Таня. Для игры в «цветные остановки» можно устроить в разных местах квартиры эти самые остановки, отмечая их все теми же листами картона или сооружая из кубиков нужного цвета. Теперь уже малыш будет водителем грузовика, исполнявшего роль пассажирского транспорта. В кузове сидят небольшие игрушки, которые маминым голосом командуют: «Водитель, отвезите нас, пожалуйста, на Белую остановку». И грузовик катит к белому листу картона, высаживает пассажиров и забирает новых. Можно раздать игрушкам разноцветные билетики, обозначающие нужную им остановку. Роль билетов сыграют «письма» из предыдущей игры. Очень простую дидактическую игру для изучения цветов можно сделать из обычного цветного картона. Отбираем по одному листу каждого цвета. Это у нас будут «полянки». Из такого же картона вырезаем различные разноцветные фигурки с простым силуэтом: фрукты, бабочки, цветочки, зайки, цыплята и т.п. Теперь предложите малышу «спрятать» цыплят от лисы или зайчиков от волка. Для этого их нужно посадить на «полянку» своего цвета. Если малыш все сделает правильно, то зайчиков почти совсем не будет видно. Расскажите крохе, что цветочки любят расти на полянках своего цвета, и предложите ему положить каждый цветок на свою полянку. А потом рассадим бабочек на соответствующие цветы. Листы цветного картона могут быть и «гаражами», куда малыш «поставит» вырезанные машинки, и «конюшнями», где поселятся разноцветные лошадки, и «скворечниками», куда прилетят скворцы всех цветов радуги. Одним словом, в такой игре ваша фантазия ничем не ограничена. Главное условие: малышу должно быть интересно.
Краски-раскраски
При обучении детей различать цвета вам помогут краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: «Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!» Действия малыша тоже непременно комментируйте: «Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!» Дети с удовольствием рисуют и фломастерами: они яркие и не требуют больших усилий для получения штрихов. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета. Иногда имеет смысл «случайно» ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, чтобы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве мои дети уже в полтора года безошибочно находили по моей просьбе не только «основные» цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой… Вообще, рисуя с малышом, мы имеем массу возможностей потренироваться в умении различать цвета. Например, нарисуем разноцветные воздушные шарики и попросим кроху пририсовать к ним ниточки таких же цветов. И, конечно, назовем эти цвета. Или нарисуем несколько разноцветных домиков. Посмотри, малыш, чего у наших домиков не хватает? Конечно, окошек! Ну-ка, нарисуй домикам окошки, чтобы они были того же цвета, что и домики. Точно так же можно рисовать лучики разноцветным солнышкам, лить дождик из разноцветных тучек, пририсовывать блюдца разноцветным чашкам. Нарисуйте на бумаге по три одинаковых цветочка разными карандашами (три красных, три синих, три розовых и т.п.) и попросите малыша собрать одинаковые букеты – соединить линией растения одинакового цвета. Одним словом, подобных заданий можно придумать очень много. Ну и, конечно, не забудьте познакомить кроху с цветами радуги. Ведь рисовать радугу – это так здорово!
Волшебные превращения
Для малыша смешивание красок – это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок… Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы – получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю – получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем, чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет. Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой в свое удовольствие. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.
Тепло и холодно
Малышу, который более-менее освоился с основными цветами, расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. Чтобы малышу было легче это запомнить, назовем холодные тона цветами неба, а теплые – цветами земли. Можно нарисовать вместе с ребенком теплую и холодную страну. Чтобы ярко увидеть разницу между холодной и теплой страной, их можно нарисовать на одном листе. Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
Кобальт, зелень и ультрамарин…
Обычно умение называть цвета приходит несколько позже, чем умение цвета выделять. Часто мамы, жалуясь на то, что малыш не знает цветов, путают две разные вещи: знание и умение назвать. Как правило, к двум годам большинство детишек уже ЗНАЮТ основные цвета. Они легко найдут в куче разноцветных кубиков синий и нарисуют по просьбе мамы желтые «каляки-маляки». Но далеко не все малыши эти цвета НАЗЫВАЮТ. По этому поводу волноваться не стоит. Просто продолжайте играть в «цветные» игры, рисуйте красками, обращайте внимание на разноцветные предметы на прогулке и почаще «озвучивайте» названия цветов и оттенков. И очень скоро малыш все это усвоит. Если кроха упорно не хочет называть цвета, можно предложить ему игру в цветовые ассоциации. Кстати, многие малыши сами придумывают названия цветам. Так, розовый может быть «цветом домика Барби», коричневый – «как Винни-Пух», а голубой, скажем, «как моя любимая чашечка». Кстати сказать, многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), баклажановый, лимонный, салатный, оранжевый (от англ. orange – апельсин). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, а почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так, на что он похож. Эта замечательная игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширит словарный запас, потренирует наблюдательность малыша, научит его думать и делать выводы. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, бисквитный, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, кирпичный, томатный и т.п. Попробуйте сыграть с сыном или дочуркой в «Светофор». Конечно, в эту игру веселее играть на улице с компанией ребятишек, но можно и дома. Особенно, когда за окном стучит осенний дождь и на улицу не очень-то и выберешься. Итак, мама играет роль водящего-«светофора». Она загадывает какой-нибудь цвет (например, фиолетовый), а малыш должен постараться отыскать этот цвет в своей одежде, дотронуться до него рукой и без помех перейти «дорогу» – пройти мимо мамы из одного конца комнаты в другой. Если нужного цвета нет, кроха старается перебежать дорогу, а мама его ловит к общей радости обоих. Для этой игры лучше одеть малыша попестрее, чтобы цветовая палитра была больше. Если мама смогла отловить нарушителя, он становится «светофором» и загадывает цвет маме. Попробуйте перехитрить кроху и дотронуться до другого цвета. Сможет ли он заметить ошибку? Еще одна простая и полезная игра для закрепления выученных цветов – называть во время прогулки все предметы определенного цвета. Можно играть с малышом в «цветные дни». Например, сегодня у нас белый день. Мы одеваем в садик что-нибудь белое и всю дорогу отыскиваем вокруг белое. И даже на ужин у нас должно было быть что-то белое (например, творог). А завтрашний день может быть объявлен малиновым или сиреневым. А вообще, любой, даже самый скучный день может стать цветным. Нужно лишь очень сильно этого захотеть!
Даю ссылку on-line игры по обучению цветам детей раннего возраста www_.igravradost.ru/games/obucheniecvetu.php